В современных мотоциклах, квадроциклах, лодках и катерах применяются два типа двигателей: двух- и четырехтактные. Конструктивно эти два типа двигателей достаточно сильно отличаются друг от друга и, естественно, предъявляют разные требования к свойствам применяемых смазочных материалов. При этом четырехтактные моторы мото- и водной техники от автомобильных бензиновых двигателей конструктивно не отличаются ничем. В том числе они имеют и одинаковую по устройству систему смазки, однако, несмотря на идентичность конструкции, производителями техники регламентируется применение разных масел в четырехтактных мотоциклах, лодках и автомобилях. Чем это вызвано?

Основной причиной применения разных смазочных материалов в четырехтактных мотоциклах, лодках и автомобилях являются технические особенности конструкции трансмиссии и особые условия работы этих двигателей.

Отличие мотоциклетных четырехтактных масел от автомобильных

Одной из основных характеристик автомобильного моторного масла являются его антифрикционные свойства – способность масла противодействовать износу, препятствовать возникновению граничного и сухого трения. Чем антифрикционные свойства масла выше, тем лучше. При этом моторное масло в автомобиле работает только в двигателе и не имеет контакта со сцеплением. В случае применения в автомобиле «мокрого сцепление», оно имеет выделенную масляную ванну, заполняемую трансмиссионным маслом для мокрых сцеплений.

Мокрое же сцепление мототехники не имеет, как правило, выделенной масляной ванны и работает с тем же маслом, что и двигатель. Такая конструкция требует от моторного масла наличия некоторых фрикционных свойств, оно должно обеспечивать трение при определенных условиях для правильной работы сцепления. Обеспечивается это уменьшением количества антифрикционных и добавлением специфических противоизносных и фрикционных присадок, что, в свою очередь, снижает противоизносные свойства масла и выдвигает особые требования к применяемым в двигателе материалам.

Хотя некоторые четырехтактные мотоциклетные масла и имеют автомобильные допуски (к примеру, IPONE Full Power Katana 10W-40 соответствует спецификации API SM), а также обладают лучшей термостабильностью, применение их в автомобильных двигателях не рекомендуется в первую очередь из-за более низких, чем у автомобильных масел, антифрикционных свойств и наличия дополнительных фрикционных функциональных присадок.

Применение же автомобильных моторных масел в мотоциклах с мокрым сцеплением может негативно сказаться на работоспособности сцепления, а более низкая термостабильность автомобильного масла (мотоциклетные двигатели, как правило, более термонагружены, чем автомобильные) может привести к ускоренной утрате свойств масла и повышенному износу двигателя мотоцикла. Если ж в мототехнике установлен малофорсированный двигатель (к примеру, в круизере или трицикле) и не используется мокрое сцепление, то применение высококачественных синтетических автомобильных масел с хорошими антифрикционными свойствами вполне допустимо.

Отличие лодочных масел от мотоциклетных и автомобильных

Особая сфера эксплуатации лодок и катеров накладывает определенные требования на применяемые смазочные материалы. В первую очередь, масла, применяемые в водной технике (как в двух-, так и в четырехтактной), должны иметь чрезвычайно высокие антиокислительные свойства и дополнительный комплекс присадок, препятствующий разжижению их водой (в том числе и из очень влажного и соленого воздуха).
В двухтактных лодочных двигателях масло сгорает вместе с топливом, а так как отвод отработанных газов лодочных моторов нередко выведен непосредственно в воду, то двухтактные лодочные масла должны быть экологически разлагаемыми, полностью сгорать в двигателе даже при не самых благоприятных условиях и оказывать минимальное негативное воздействие на окружающую среду и в воду в частности.
Четырехтактные лодочные масла являются еще более сложным продуктом – они должны быть максимально экологичными, по возможности биологически разлагаемыми, обладать высокой термической стабильностью, противодействовать разжижению водой и при этом обеспечивать качественную смазку двигателя и элементов трансмиссии, надежную их защиту от износа даже при продолжительной работе на высоких оборотах и при высоких температурах. Такой комплекс необходимых свойств вынуждает производителей существенно менять рецептуры масел, применять иные базовые масла и пакеты присадок.

Лодочные 4-тактные масла, как и мотоциклетные, нередко имеют и автомобильные допуски (к примеру, IPONE Outboard 4000RS 10W-40 соответствует спецификации API SL), однако применять их в автомобильном двигателе на постоянной основе не стоит по тем же причинам, что и мотоциклетные.

Использование автомобильных моторных масел в четырехтактных лодочных двигателях возможно лишь в прогулочных катерах при условии сокращения межсервисных интервалов по причине насыщения масла водой, а также постоянном строгом контроле состояния двигателя на предмет утечек масла. По комплексу свойств, применение автомобильных масел в лодочных моторах не несет никаких преимуществ.

Несмотря на идентичность конструкций четырехтактных двигателей автомобилей, мотоциклов и катеров, каждый из них ввиду конструктивных особенностей и сфер применения для надежной и долгой работы требует использования специализированных продуктов. Заменить один продукт другим в экстренных случаях, конечно, можно, однако на постоянной основе целесообразнее применять специализированные продукты с оптимизированными под конкретные условия рецептурой, компонентами и свойствами.

Полный ассортимент автомобильных, мотоциклетных и лодочных масел

Ознакомиться с ассортиментом, выбрать и приобрести немецкие автомобильные моторные масла Aral и DynaPower, мотоциклетные и лодочные моторные масла французского производителя IPONE, вы можете в соответствующих разделах нашего сайта:

- масла для легковых автомобилей
- мотоциклетные масла
- лодочные масла