масла ATF для АКПППервая серийная полностью автоматическая коробка передач для легковых автомобилей Hydramatic была представлена в 1939 году в США, хотя работы велись на протяжении десятилетий. Главной целью разработки трансмиссии, которая не требовала участия водителя в работе, было повышение безопасности на дорогах. Ведь управление автомобилями начала прошлого века было намного сложнее, чем современными и элементарное переключение передач достаточно сильно отвлекала водителя от дороги. Управление автомобилями тех лет чем-то напоминало управление паровозом и в корне отличалось от современных. К примеру, чтобы ускориться на Ford T, недостаточно было просто нажать на педаль газа. Необходимо было одновременно увеличить угол открытия дроссельной заслонки и изменить угол опережения зажигания двумя разными подрулевыми переключателями. Это при условии, что передача остается неизменной. Так что упрощение управления автомобилем имело смысл.

Масла для АКПП по своему составу очень сильно отличаются от моторных хотя, так же как и моторные, состоят из базового масла и пакета присадок. Основными функциями масел для АКПП являются передача момента от гидротрансформатора, создание гидравлического давления для работы клапанов коробки передач, смазка и предотвращение износа подшипников и пар трения, охлаждение КПП. Кроме того, масла для АКПП должны иметь неизменные вязкостные и фрикционные свойства в гораздо большем, чем моторные масла, диапазоне температур.

Маслом для первых АКПП было обычное моторное масло, в которое добавлялся модификатор трения, основанный на сульфуризованном спермацетовом масле (животный жир, получаемый из фиброзного спермацетового мешка в голове кашалота). Проблемы с АКПП, вызванные ошибками при добавке модификаторов трения и запрет на импорт спермацетового масла, подтолкнули General Motors к созданию первого специального масла для автоматических коробок передач – ATF, которое, к тому же, обладало лучшими низкотемпературными свойствами.

Зарождение ATF, Dexron и Mercon

масла ATF для АКПП В 1948 году была впервые представлена АКПП с гидротрансформатором. Вместе с этим изменились и требования к маслу и уже в 1949 году GM представил новую жидкость ATF Type A, на смену которой в 1957 году пришла ATF Type A Suffix A (TASA). Масла этих двух типов повсеместно использовались и другими автопроизводителями пока в 1960 году Ford и Chrysler не представили собственные спецификации, а GM – спецификацию Dexron с улучшенными по сравнению с ATF TASA характеристиками. В 1987 году Ford представил новую спецификацию Mercon и в этом же году появилось масло, удовлетворявшее требованиям всех основных производителей и отвечавшее стандартам Ford Mercon, GM Dexron II и Dexron III, Chrysler MS 7176 и Toyota T-IV.

Масло, зачастую известное как Dexron/Mercon, постоянно совершенствовалось и повсеместно применялось до второй половины 90-х годов, когда Ford, DaimlerChrysler и Allison представили свои обновленные спецификации. Требования к маслу допусков Ford Mercon V, DaimlerChrysler MS 9602 и Allison TES-295 на столько различались, что ни одно из масел не могло удовлетворить все требования каждого из уникальных стандартов. Дальнейшее совершенствование конструкции АКПП, изменение используемых материалов, появление в конструкции электронно-гидравлических блоков и более прецизионных компонентов потребовали улучшения низкотемпературных и антиоксилительных свойств масел, что, в свою очередь, требовало применения улучшенных базовых масел второй, третьей и даже четвертой групп.

Современные тенденции

В двухтысячных годах на рынке появилось две основных тенденции: создание масел, предназначенных к применению в единственной модели АКПП и уменьшение расхода топлива автомобилей. В 2003 году японские автопроизводители заявили о разработке «экономичного» масла для АКПП под индексом WS. Снижение расхода топлива достигалась за счет уменьшения низкотемпературной вязкости масла при сохранении остальных свойств на уровне не ниже Toyota T-IV ATF.

Название

Год

Вязкость, сП при -40*С

GM Type A Suffix A

1957

64000

Ford Type F

1967

55000

Dexron

1967

55000

Dexron II

1972

50000

Ford Type CJ

1977

50000

Ford Mercon

1992

20000

Dexron III

1993

20000

ATF+3

20000

Toyota T-IV, JWS 3309

19000

Mercon IV

1997

13000

ATF+4

1998

10000

TES-295

1999

8700

Mercon SP

2004

7500

Toyota ATF WS

2005

9000

масла ATF для АКПП На сегодняшний день сохранилась тенденция индивидуальных требований и допусков к маслам АКПП у различных производителей. Некоторые из них схожи – в таких случая производителям масел удается создать продукт, удовлетворяющий требования сразу нескольких спецификаций, но есть и уникальные продукты, применяющиеся только в определенном типе АКПП одного производителя. Кроме того, многие автопроизводители (к примеру, Mercedes-Benz, Volkswagen) применяют собственные системы обозначения масел АКПП.

Обратная совместимость

Необходимо отметить, что не все масла для АКПП имеют обратную совместимость – то есть далеко не всегда можно заливать более новый допуск в коробку передач, требующую применения более старого. Масла, даже имеющие различие маркировки всего в одну цифру либо суффикс, могут достаточно сильно различаться по своим характеристикам и свойствам. Работать-то, коробка передач, конечно, как-то будет. Но совсем не так, как должна.

Не ошибиться в выборе масла для вашего автомобиля поможет система он-лайн подбора Aral и наши консультанты.
Ознакомиться с ассортиментом трансмиссионных немецких масел Aral вы можете в соответствующем разделе сайта.