Кошик

×

Антифризи / гальмівна

Антифризы
Виды, особенности применения, сроки замены.

В идеальном мире все топливо, сожженное двигателем, должно полностью превращаться в механическую энергию, которая передавалась бы без потерь на колеса автомобиля. Но, к сожалению, мир не идеален и КПД современного двигателя внутреннего сгорания составляет не более 30-50%. То есть всего 3 – 5 л топлива из каждых затраченных 10 л действительно превращаются в механическую энергию, остальные же 5 – 7 литров просто сгорают, вырабатывая внушительное количество тепловой энергии.

Среднестатистический двухлитровый бензиновый двигатель мощностью 110 кВт вырабатывает до 350 МДж тепла, чего вполне достаточно для нагрева мотора до сотен градусов. Однако, учитывая разные физические свойства материалов, из которых изготовлены компоненты мотора (сталь, чугун, алюминий, медь, резина и т.д.), нормальная рабочая температура двигателя составляет около 100 °С. А от избытка тепла необходимо избавляться при помощи системы охлаждения.

Система охлаждения современного двигателя представляет собой настоящий лабиринт каналов в блоке и головке двигателя, по которому циркулирует охлаждающая жидкость, отбирая у него тепло и рассеивая его через радиатор. При этом, качественная охлаждающая жидкость должна обладать определенными свойствами: иметь высокий коэффициент теплопередачи (эффективно отбирать тепло у двигателя и отдавать его радиатору), иметь низкую температуру замерзания, высокую температуру кипения, быть нейтральной к металлам и резине, иметь смазывающие свойства для помпы, а также быть максимально экологически безопасной.

В общем случае незамерзающие охлаждающие жидкости называются антифризами (от английских слов anti – против и freeze – замерзать). Несмотря на общепринятое деление на «тосол» и, собственно, «антифриз», по своим свойствам тосол является общим названием незамерзающих охлаждающих жидкостей (т.е. антифризов), изначально разработанных в 1971 году для ВАЗ-2101 для замены итальянского Paraflu.

Что нужно знать, чтобы правильно выбрать и купить антифриз для своего автомобиля?
В первую очередь, стоит отказаться от применения различных тосолов даже для стареньких советских автомобилей. Дело в том, что для продукта с названием «Тосол» отсутствуют какие-либо определенные рецептура и требования по ключевым его свойствам, а в канистре может оказаться жидкость с неизвестными характеристиками и сомнительной безопасностью для компонентов двигателя. Так, в составе тосола различных производителей может быть как этиленгликоль, так и пропиленгликоль, смешивать которые категорически не рекомендуется.

Виды антифризов
antifreeze антифриз g12Наиболее популярными и, своего рода, общепризнанными на сегодняшний день являются антифризы стандарта G11 и группы стандартов G12. Нужно отметить, что обозначения G11, G12, G12+ и G12++ являются рыночными именами стандартов антифризов VW TL 774-C, TL 774-F, TL 774-G и TL 774-J. Каждый из этих стандартов имеет четкие и жесткие требования к всевозможным свойствам продукта, а также к его составу. Антифриз G11 VW TL 774-C (Aral Antifreeze Extra, DynaPower Antifreeze Blue) представляет собой охлаждающую жидкость сине-зеленого цвета (цвет может варьироваться в зависимости от производителя), который обеспечивает надежный отвод тепла от компонентов двигателя и их защиту от коррозии с рекомендуемым сроком службы до 2 – 3 лет.

Антифриз G12 красного цвета стал развитием стандарта G11. Измененная рецептура позволила, в первую очередь, увеличить рекомендуемый срок его службы до 5 лет. Антифризы G12+ и G12++ (Aral Antifreeze Silikatfrei, DynaPower Antifreeze Red) очень сильно отличаются от оригинального G12 как рецептурой и свойствами, так и цветом. Антифризы этих стандартов имеют красно-лилово-розовый цвет, также имеют удлиненный срок службы, однако, в отличие от оригинального G12, значительно менее агрессивны, более экологичны и допускают смешивание с синим G11. Смешивать же G11 и G12 категорически не рекомендуется. Дальнейшим развитием стали антифризы стандарта G13, также имеющие лилово-розовый цвет и полностью совместимые с предыдущими стандартами.

Несмотря на популярность и отличные свойства антифризов G12+/G12++, некоторые автопроизводители сегодня применяют антифризы своей собственной закрытой рецептуры, имеющие свою цветовую маркировку. Смешивать их с охлаждающими жидкостями другого типа не стоит, а вот полностью заменить антифриз на значительно более доступный и популярный G12++ можно смело. В японских и корейских автомобилях, особенно изначально произведенных для внутреннего рынка, нередко встречается синий антифриз заводской заливки, который, несмотря на цвет, не соответствует стандарту G11 VW TL 774-C.

Что нужно для замены антифриза
Большинство антифризов представлены в виде концентратов и требуют дальнейшего разбавления дистиллированной водой. Концентрат антифриза в неразбавленном виде обладает худшими свойствами, чем правильно разведенный – имеет более высокую температуру замерзания, более низкую температуру кипения (что критично для современных автомобилей, рабочая температура охлаждающей жидкости в которых нередко доходит до 110 градусов), обеспечивает худшую защиту от коррозии и, как правило, быстрее испаряется. Так что для замены потребуется купить антифриз (концентрат) и дистиллированную воду в равных количествах. Типичной и абсолютно достаточной для практически любого климата пропорцией смешивания концентрата антифриза с водой является 50/50.

Таблица применения антифризов (охлаждающих жидкостей) Арал и ДинаПауер

Сколько нужно антифриза для замены?
Точное количество охлаждающей жидкости, необходимое для конкретного двигателя, лучше уточнить в сервисной документации к автомобилю. В среднем, объем ОЖ в 4-цилиндровом двигателе составляет 7 - 10 литров, то есть для замены потребуется около 4 - 5 литров концентрата и столько же дистиллированной воды. В этом плане ассортимент DynaPower особенно удобен: есть упаковки 1,5 л, канистры 5 и 20 л, бочки 60 и 208 л и даже контейнеры 1 м3 для транспортных парков и промышленных предприятий. Заходите в соответствующий раздел нашего сайта и сделайте свой выбор!


 

Тормозные жидкости
Виды, типы, смешиваемость, сроки замены.
 

В современных транспортных средствах применяется два типа механических тормозных систем: гидравлическая и пневматическая. В пневматических системах тормоза задействуются посредством давления воздуха. В целях безопасности в таких механизмах сжатый воздух отводит тормозные колодки от дисков либо барабанов, к которым они с максимальным усилием прижимаются тормозными механизмами. Пневматический привод тормозных механизмов применяется исключительно в некоторых грузовых автомобилях, а также на железнодорожной дороге. Самой массовой является гидравлическая тормозная система. Именно она установлена на всех легковых, легких коммерческих и современных грузовых автомобилях.

В гидравлической тормозной системе колодки всегда находятся в разжатом состоянии и прижимаются к диску либо барабану посредством передачи усилия от педали тормоза либо электронно-гидравлического блока к тормозным цилиндрам суппортов или барабанов. Усилие от педали к тормозным механизмам передается тормозной жидкостью, которая является, по своей сути, особым типом гидравлической жидкости.

Сфера и специфические условия применения тормозной жидкости предъявляют и определенные весьма жесткие требования к ее свойствам. Тормозная жидкость должна быть несжимаемой и легкотекучей, иметь высокую температуру кипения, быть неагрессивной к металлам и при этом не терять своих свойств при низких температурах, что особенно актуально в системах ABS, ESP, помощи в поворотах и распределении тяги.

В чем отличие тормозных жидкостей и какую тормозную жидкость применять?
Сегодня в гидравлических тормозных системах применяется три типа жидкостей: на основе силикона, полиэтиленгликоля и минеральное масло LHM.

Минеральное масло LHM не впитывает влагу, имеет очень высокий индекс вязкости, низкую температуру застывания и отличные смазывающие свойства. Однако, несмотря на многочисленные плюсы, минеральное масло сжимается сильнее, чем тормозная жидкость. Поэтому его применение очень ограничено и сегодня используется в большей степени в гидравлических нетормозных системах некоторых автомобилей Peugeot и Citroen прошлых лет выпуска. Аналогичное масло применяется в некоторых велосипедных гидравлических тормозах.

Полиэтиленгликолевые и силиконовые тормозные жидкости делятся, в зависимости от своих свойств, на классы согласно стандарту FMVSS №116 Американского департамента транспорта DOT (Department of Transportation). Этот стандарт был признан мировой автомобильной промышленностью и повсеместно применяется сегодня для регламентации свойств и характеристик тормозных жидкостей. Согласно этому стандарту существует 5 классов тормозных жидкостей, обозначаемых DOT 2, DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. При этом класс DOT 2 устарел и не применяется. Каждому из классов предписаны минимальные характеристики, которыми должна обладать жидкость: «сухая» и «мокрая» температуры кипения, вязкость и основа жидкости.

«Сухая» температура кипения определяет температуру закипания чистой жидкости, без влаги. В связи с тем, что все жидкости на основе полиэтиленгликолей и силиконов очень гигроскопичны (обладают свойством поглощать влагу из воздуха), а тормозная система автомобилей не на 100% герметична, в характеристики тормозных жидкостей был введен дополнительный параметр – температура кипения жидкости, в составе которой находится 3,7% влаги. Это своеобразный лимит, при котором тормозная жидкость еще считается рабочей. Этот параметр получил название «мокрой» температуры кипения.

При понижении температуры вязкость тормозной жидкости повышается, она становится более густой, ее прокачиваемость снижается. В самой простой тормозной системе без модулей ABS, ESP и им подобных вязкость тормозной жидкости не является критическим параметром. Однако в современных автомобилях с многочисленными электронно-гидравлическими блоками, вмешивающихся в работу тормозной системы, к стабильности свойств тормозной жидкости предъявляются  повышенные требования. Она должна, как и масла для АКПП, сохранять неизменные характеристики в максимальном диапазоне температур.

Основные характеристики тормозных жидкостей стандарта DOT и отличие по классам

 

«Сухая»
температура кипения, *С

«Мокрая»
температура кипения, *С

Лимит вязкости, мм2

Основа

LHM

249

249

1200

Минеральное масло

DOT 2

190

140

 

Касторовое масло,
спирт

DOT 3

205

140

1500

Гликоль

DOT 4

230

155

1800

Гликоль,
борная кислота

DOT 5.1

260

180

900

Гликоль,
борная кислота

DOT 5

260

180

900

Силикон


Смешиваемость тормозных жидкостей
Можно ли смешивать различные тормозные жидкости? Можно, но с оговорками. Тормозные жидкости, даже разных классов, но имеющие одинаковую основу, абсолютно без последствий смешиваются друг с другом. При этом характеристики готовой жидкости, естественно, изменятся в зависимости от того, какая жидкость в какую была залита и в каком количестве. Для доливки лучше применять жидкость классом выше, чем та, что уже находится в системе. Так, DOT 5.1 можно доливать и в DOT 4, и в DOT 3.

Смешивать же жидкости с различными основами ни в коем случае нельзя. Как нельзя и доливать тормозную жидкость на любой основе к минеральному маслу. Тормозные жидкости, как и охлаждающие жидкости, в зависимости от своего типа, маркируются красителем. Все полиэтиленгликолевые жидкости имеют янтарно-желтый цвет, силиконовые DOT 5 – розовый, а масло LHM – зеленый.

Срок службы тормозной жидкости
Несмотря на то, что в состав тормозных жидкостей входят связывающие влагу присадки, их действие не бесконечно и со временем тормозная жидкость начинает набирать влагу. В результате падает ее температура кипения, ухудшаются антикоррозионные и смазывающие свойства.

Когда менять тормозную жидкость?
В технической документации к автомобилю могут быть указаны различные интервалы замены, а то и могут быть вовсе не определены. Однако все тормозные жидкости имеют свой четко определенный срок службы, по истечении которого их характеристики выходят за допустимые границы, даже если автомобиль все это время стоял неподвижно. Происходит это в результате постоянного впитывания жидкостью влаги из воздуха.

Срок службы жидкостей класса DOT 3 составляет 1-2 года, жидкостей класса DOT 4 – 2-3 года, а замену жидкости класса DOT 5.1 рекомендуется производить раз в 3-4 года. Жидкости класса DOT 5 сохраняют свои свойства в допустимых пределах до 5 лет, однако из-за чрезвычайно высокой склонности к аэрации (насыщению воздухом), применение жидкостей этого класса ограничено, а в автомобилях, имеющих в тормозной системе электронно-гидравлические компоненты (ABS, ESP и т.д.) вообще недопустимо.