Как правильно выбрать моторное масло?
Рекомендации, мифы и интересные факты о моторном масле
Рано или поздно, каждый автовладелец начинает задумываться на тему «Какое же моторное масло выбрать?»
Мы подготовили для вас несколько советов, которые помогут разобраться в мире масел и узнать, что лучше всего подойдёт двигателю вашего автомобиля.
На что обратить внимание при выборе моторного масла?
Очевидно, что в первую очередь стоит заглянуть в инструкцию к автомобилю. Именно там автопроизводители указывают свои требования к маслу. Вам нужно знать несколько ключевых параметров:
1) собственные допуски производителя вашего авто. Например, BMW Longlife-04, Renault RN 0720 или международные спецификации ACEA, API или ILSAC;
2) вязкость масла по международной классификации SAE.
Если информация в инструкции однозначна, например, указанный допуск MB 229.51 и вязкость SAE 5W-30, тогда все просто. Заходите на Подбор масла, указываете в поиске допуск или выбираете в фильтрах — и есть список масел, которые подпадают под эти требования.
Что касается брендов, то это на ваше усмотрение. Это могут быть масла Aral, DynaPower, Rowe, Elf, Total и др. Главное — четкое соответствие требованиям.
Казалось, дальше нужно только выбрать вязкость и вуаля, но … Есть несколько подводных камней.
То, что вы могли не знать о моторном масле
Нередко в инструкциях указывается несколько допустимых спецификаций, допусков и вязкостей. В первую очередь это вызвано желанием автопроизводителя обезопаситься в экстренных случаях: мол, залейте хоть что-то, главное – в рамках указанных допусков.
Кроме того, рекомендованные для автомобилей поздних лет лет выпуска допуски и спецификации могут быть неактуальными сегодня, и при выборе моторного масла, например, Aral или Rowe, надо хорошо понимать, какой именно новее допуск является «потомком» указанного, а какой применять нельзя.
Например, допуск VW 508.00/509.00 не является обратно совместимым с 504.00/507.00. Так же нельзя использовать масла с допуском BMW LL-12 вместо BMW LL-04.
Как тогда правильно выбирать моторное масло?
Существуют общие рекомендации по выбору лучшего продукта, учитывая технические особенности конкретных двигателей, автомобилей и их состояние:
1) Автомобили без сажевых фильтров.
Для бензиновых и дизельных двигателей, не оснащенных сажевыми фильтрами, целесообразнее применять масла, созданные по классической рецептуре с высокой зольностью и хорошими моющими свойствами.
2) Автомобили с сажевыми фильтрами.
Наличие в автомобиле сажевого фильтра вносит свои коррективы в выбор необходимого масла — оно должно быть низкозольная (масла категории ACEA C)
3) Вязкость моторного масла.
Стоит быть осторожным с вязкостью, особенно с «тридцатками»: 0W-30, 5W-30, 10W-30. Масла этой группы вязкости могут очень существенно отличаться по своим физическим свойствам. В частности, по параметру высокотемпературной динамической вязкости HTHS. Эта вязкость прямо не указано на канистре масла, однако зашифрована в спецификациях ACEA и ILSAC.
Еще немного о вязкости моторных масел
Что именно означают волшебные цифры на канистре? Первое число (0W, 5W, 10W) обозначает холодную вязкость масла. Чем это число меньше, тем более жидким является масло в мороз, тем быстрее прокачивается по системе, обеспечивая надежное смазывание в парах трения (особенно это актуально для распределительных валов и гидравлических систем изменения фаз газораспределения, находящихся на максимальном удалении от масляного насоса). Второе же число (20, 30, 40 и т.д.) обозначает вязкость масла при 100°С — при рабочей температуре. Это касается любых моторных масел (Aral, DynaPower, Elf, Total, Rowe и т.д.).
Чем гуще, тем лучше?
Казалось бы, более густое масло должно обеспечивать надежное смазывание и прочную масляную пленку. Но в реальных условиях работы двигателя принцип «чем гуще — тем лучше» не работает. Моторы разрабатываются инженерами для работы с определенными смазочными материалами, имеющими специальные свойства. Большая вязкость (особенно такая, что выходит за рекомендованные производителем техники нормы) не обеспечивает лучшую защиту от износа, а может привести даже к обратным результатам.
Увеличение плотности моторного масла приводит к уменьшению скорости его циркуляции, худшего отбора тепла от поверхностей трения, увеличение внутренних потерь двигателя на преодоление «крепкой масляной пленки» и рост температуры масла.
Так, смена масла с вязкости 5W-30 на 5W-40 может привести к росту рабочей температуры масла на 10 — 15 градусов. А это, в свою очередь, может вывести температуру масла за пределы рабочей, привести к увеличению риска коксования и образования высокотемпературных отложений.
Замена же маловязкого масла 5W-30 A5/B5 на 5W-40 классической рецептуры A3 / B4 может, вызвать неправильную работу гидравлических систем двигателя (систем натяжения ремней или цепей, систем изменения фаз газораспределения и т.д.).
Определенные особенности в выборе моторного масла также вносят фактическое физическое состояние двигателя (но дело тут вовсе не в «переходе на полусинтетику» — это не имеет никакого смысла) и особенности его конструкции, что тоже может вносить определенные коррективы как по вязкости масла, так и по спецификациям и допускам ( в частности, это касается двигателей оппозитной конструкции).
Итоги и решение
Изложенные выше советы – лишь часть необходимых критериев, которые следует учитывать при подборе. Очевидно, что для этого необходимо иметь достаточно глубокие технические знания, понимать, как и на что влияет та или иная характеристика, свойство масла, потратить немало времени на изучение информации из различных источников.
Но есть быстрое решение, которое сохранит и ваше время, и ресурс вашего двигателя.
«Динамика» работает на украинском рынке смазочных материалов с 90-х годов, поэтому правильный подбор смазочных материалов — наша ключевая специализация. Наш ассортимент представлен моторными маслами наивысшего качества. Мы являемся официальным дистрибьютором Aral, Rowe, Elf, Total, имеем собственный бренд моторных масел DynaPower, который разливается исключительно в Германии.
Звоните или пишите, и наши специалисты помогут выбрать лучший продукт именно для вашего автомобиля.