Как правильно выбрать мотоциклетное масло?

on
Categories: Блог

Рекомендации при выборе масла для мотоциклов

 

Вопрос выбора масла для мотоциклов является одним из самых обсуждаемых в мотосообществе. Стоит только задать вопрос на мото-форуме или поспрашивать у знакомых мотоциклистов, как на вас посыплются сотни советов, рекомендаций в стиле «а я его лил, оно крутое» и других убедительных аргументов.

Но какие бы эксперты вас не окружали, опытные механики или байкеры новички, стоит знать базовые вещи, которые следует учитывать при выборе мотоциклетного масла для вашего мотоцикла, квадроцикла, мопеда или скутера.

Вязкость моторного масла

Очень часто это первое, на что обращают внимание. Подходящая вязкость (или несколько вязкостей) моторного масла для вашего мотоцикла указана в инструкции к нему. Рекомендуем всегда четко следовать рекомендациям в ней. Это может быть моторное масло 15W50 или 5W40, 10W40 или 20W50 и др.

Почему вязкостей может быть указано сразу несколько? На то есть ряд весомых причин.

Во-первых, таким образом производитель дает вам диапазон вязкостей, с которыми двигатель вашего мотоцикла будет работать в норме. В ситуации, когда лучшего для ваших условий масла поблизости не будет, вы будете знать, что можно залить временно.

Во-вторых, вязкость зависит от условий, в которых вы собираетесь эксплуатировать свой мотоцикл. Например, IPONE рекомендует к BMW R 1200 GS Adventure 2011 сразу несколько позиций:

  1. IPONE Full Power Katana 10W40;
  2. IPONE Full Power Katana 10W50;
  3. IPONE Full Power Katana 5W40.

Первый вариант 10W40 – это базовая рекомендуемая вязкость моторного масла, тогда как 10W50 лучше подойдет в условиях частой эксплуатации мотоцикла на полную мощность при высокой температуре за бортом.

Простыми словами, если вы активно работаете ручкой газа, еще и в теплое время года, или вообще участвуете в Дакаре – стоит заливать более вязкое моторное масло, которое лучше защищает двигатель от износа при очень высоких температурах.

5W40 стоит заливать, если вы эксплуатируете мотоцикл в холодное время года. Первая цифра перед W соответствует вязкости моторного масла на холодном двигателе.

Простыми словами, чем больше температура работающего двигателя и менее эффективное его охлаждение, тем масло с большим индексом после W нужно вашему мотоциклу.

Спецификации и допуски масел

Другой, не менее важные критерий при выборе мотоциклетного моторного масла

Сегодня в мире мототехники применяются двухтактные и четырехтактных двигатели. Конструктивно они довольно сильно отличаются друг от друга, соответственно, предъявляют различные требования к применяемым смазочным материалам.

Важно то, что в мотоциклы нужно заливать именно масло для мотоциклов, а не для автомобилей или другой техники. О принципиальных отличиях масел для различных видов техники мы подробно написали в отдельной статье, и немного затронем далее в материале.

Моторное масло для мотоциклов имеет различные характеристики и свойства, которые определяются не только составом базовых масел и присадок, но и соответствию допускам.

Характеристики современных масел для двух- и четырехтактных мотоциклов регламентируются, в первую очередь, спецификациями JASO JASO T 903: 2006 (Japanese Engine Oil Standards Implementation Panel), которые, в свою очередь, базируются на спецификациях API TC, однако с дополнительными требованиями и ограничениями по своим свойствами.

2-тактные спецификации JASO

JASO FA – базовая спецификация, регламентирует смазочные и моющие свойства моторного масла, его дымность и склонность к образованию нагара в выхлопной системе (её блокированию).

JASO FB – более жесткие, по сравнению с FA, требования по всем ключевым показателям: улучшенные смазывающие и моющие свойства, уменьшенное дымообразование. Перекрывает FA.

JASO FC – улучшенные моющие свойства, более жесткие требования по дымообразованию и блокированию выхлопной системы. Смазывающие свойства такие же, как в FB. Перекрывает FB.

JASO FD – значительно улучшены моющие свойства. По остальным показателям требования соответствуют спецификации FC. Перекрывает FC.

4-тактные спецификации JASO

Здесь важно сказать о ключевой разницу между автомобильными и мотоциклетными моторными маслами.

В состав современных автомобильных масел входит значительное количество модификаторов трения, цель которых — свести трения и механический износ движущихся частей к минимуму. Однако, в мототехнике смазывание двигателя, трансмиссии и сцепления нередко происходит одним и тем же моторным маслом 10W40, 10W30, 15W50 и др.

И если максимальное снижение трения является безусловным плюсом для двигателя, то для корректной работы трансмиссии и мокрого сцепления масло, напротив, должно иметь определенные фрикционные свойства и обеспечивать достаточную долю механического контакта между смазывающимися компонентами.

Основными характеристиками четырехтактных масел являются: индекс динамического трения (DFI), индекс статического трения (SFI) и индекс времени остановки (STI). Исходя из фактических характеристик, масла для мотоциклов делятся на две основные категории: MA и MB.

В большинстве четырехтактных мотоциклов с мокрым сцеплением используются мотоциклетные масла, соответствующие спецификации JASO MA. В состав масел класса MA не входят модификаторы трения.

JASO MA – специальное масло, не содержащее в своем составе модификаторов трения. Применяется в двигателях, коробках передач и мокрых сцепления.

Масла спецификации JASO MA делятся на две подкатегории: MA1 и MA2.

JASO MB – моторные масла, в состав которых входят схожие на автомобильные модификаторы трения. Обеспечивают наилучшую среди мото масел защиту от трения и износа. Не допускается примененять в технике, для которой предусмотрено использование масел спецификации JASO MA.

Для получения одобрения JASO, индексы динамического трения, статического трения и времени остановки масла должны находит в установленных стандартом пределах, а также они должны соответствовать, по крайней мере, одной из следующих спецификаций:

  • API SG, SH, SJ, SL, SM
  • ILSAC GF-1, GF-2, GF-3
  • ACEA A1 / B1, A3 / B3, A3 / B4, A5 / B5, C2, C3.

Итог

Ответ на самые распространенные вопросы обычно находится совсем рядом: в инструкции к вашему мотоциклу. Чёткое следование регламентированным спецификациям и допускам при выборе мотоциклетного масла, подбор вязкости в зависимости от стиля управления, типа двигателя и условий эксплуатации является залогом того, чтобы ваша техника служила долго и верно.

А если вы новичок, потеряли доступ к мануалу или просто нуждаетесь в квалифицированном совете, обращайтесь к специалистам Динамики любым удобным для вас способом.

Мы всегда рады помочь!