Синтетические или полусинтетические моторные масла?

on
Categories: Блог

Разница между синтетическими и полусинтетическими маслами

 

Откровенно говоря, немногие могут объяснить, чем же существенно отличается синтетическое и полусинтетическое моторное масло.

В этой теме много мифов, стереотипов и просто устаревшей информации. Выбор, как правило, проходит в разрезе синтетика-полусинтетика. А если машина не новая, тогда вам полусинтетику или минералку. Вот и всё. Более глубокое погружение в тему может привести к перегреву бортового компьютера, особенно если знания об органической химии залегли где-то в глубинах жесткого диска. И это если они там были…

Итак, давайте разберемся:­­

– Действительно ли синтетическое масло лучше?

– Чем синтетическое масло отличается от минерального или частично синтетического?

– Важен ли этот выбор для нас как потребителей?

История появления синтетического масла

Синтетические масла появились давно. Фирма Aral впервые в мире изготовила полностью синтетическое масло еще в 1939 году. Но широкое применение они получили значительно позже – в 80-е годы. А к нам пришли в 90-х. Знание из советской школы перемешались с новой информацией о “синтетике-полусинтетике”, в результате чего в голове среднестатистического автомобилиста образовалась полная каша.

Разложим все по полочкам. Что такое “синтетика”? Является ли “полусинтетика” смесью минерального масла с синтетическим? Если да, то в каких пропорциях? А главное – какие преимущества каждый тип масла дает потребителю?

Термины «синтетическое» или «полусинтетическое» буквально указывают на основу масла. Типичное автомобильное масло состоит из основы (базового масла или просто базы) и присадок. Базовое масло составляет 80 – 95% готового продукта и определяет главные его параметры. К ним относят устойчивость к окислению, температуру вспышки и застывания, испаряемость и тому подобное.

Распределение моторных масел

На самом деле распределение автомобильных масел на три группы – минеральные, полусинтетические и синтетические – является не полным и скорее коммерческим. Специалисты, технологи, производители разделяют базовые масла на пять групп, а в производстве готовых продуктов еще и используют их смеси. Для лучшего понимания объясним главные термины – насыщенные углеводороды, содержание серы и индекс вязкости масла.

Насыщенные углеводороды

Нефть, которую перегоняют на фракции для получения различных сортов топлива и базовых масел, имеет в своем составе как насыщенные, так и ненасыщенные углеводороды. Последние не подходят для смазывания. Это балласт, от которого стоит избавиться для улучшения качества базового масла. Как видно из названия, химические связи в этих молекулах не насыщены водородом. Ненасыщенные углеводороды можно превратить в насыщенные.

Этот процесс возможен в заводских условиях и называется он гидрокрекингом от слов “гидро” – водород, и “крекинг” – разрыв. Происходит разрыв ненасыщенных связей между атомами углерода и насыщения их водородом. На выходе имеем усовершенствованное базовое масло.

Конечно, этот процесс повышает себестоимость готовой продукции.

Соединения серы

Сера, точнее соединения серы, является еще одним компонентом сырой нефти, от которой следует избавиться. Сера ухудшает качество нефтепродуктов, она несовместима с системами очистки выхлопных газов и приводит к загрязнению окружающей среды.

Индекс вязкости моторного масла

Индекс вязкости – показатель зависимости вязкости от температуры, который определяют по специальной методике. Когда температура падает, любое масло становится более густым, тягучим, вязким. И наоборот. Однако различные масла загустевают по-разному.

Индекс вязкости (ИВ) указывает именно на то, насколько сильно температура влияет на вязкость масла. Чем он выше, тем лучше, тем масло в меньшей степени загустевает на морозе и разжижается при нагреве. ИВ не имеет единицы измерения.

Подсказка: если ИС приближается к 200 – это «классное» масло. Если близок к 100 – так себе.

Группы базовых масел

Группа I

Минеральные масла, содержащие менее 90% насыщенных углеводородов, и/или более 0,03% серы и имеют индекс вязкости в диапазоне 80 – 120 Технологии 30-х годов. Имеют сейчас весьма ограниченное применение, и в нашем ассортименте их нет.

Группа II

Минеральные масла, которые в отличие от группы I достаточно тщательно очищены, соответственно имеют светлый прозрачный цвет. Частично могут изготавливаться процессом гидрокрекинга. Содержат 90% и более насыщенных углеводородов, имеют содержание серы 0,03% или меньше и индекс вязкости в диапазоне 80 – 120.

Для нетребовательных условий применения до сих пор используется достаточно широко. В нашем ассортименте для двигателей легковых автомобилей и мотоциклов таких вы не найдете, а для грузовых автомобилей – вполне. Например: Aral Turboral 15W-40, DynaPower TD Trans 15W-40, ROWE Hightec Turbo HD SAE 15W-40 Plus.

Группа III

Минеральные масла, которые были подвергнуты процессу каталитического гидрокрекинга, который существенно улучшает качество минерального масла. Некоторые производители называют масла на такой основе синтетическими (хотя в Германии это запрещено законом), или употребляют “около-синтетические” сроки вроде Synthetic Technology, Molecularly Converted далее.

Распространенное сокращение – HC (HydroCracking). По многим параметрам (но не по всем) качество приближается к полностью синтетическим базовым маслам, а вот себестоимость – в разы ниже.

Соответственно это часто используемая и популярная современная группа базовых масел. Содержат 90% и более насыщенных углеводородов, имеют содержание серы 0,03% или меньше и индекс вязкости более 120. Чуть ли не большинство современных масел для легковых и грузовых авто будут иметь в основе именно эту базу. Например: Aral HighTronic F 5W-30, Rowe Hightec Synt RS DLS 5W-30, DynaPower Premium 5W-40.

Группа IV

Полностью синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО) с индексом вязкости в диапазоне 125 – 200. Полиальфаолефины имеют превосходные характеристики, в частности высокую стабильность против окисления и очень низкую температуру застывания. Кроме того, синтез гарантирует однородность структуры, то есть отсутствие каких-либо лишних примесей.

Эта группа используется для бескомпромиссных приложений, например экстремальные температуры, нагрузки, срок службы. В обозначении вязкости таких масел на первом месте вы часто увидите цифру 0W, что само по себе говорит о выдающихся низкотемпературных свойствах. Например: Aral SuperTronic 0W-40.

Пожалуй, единственный недостаток ПАО – высокая стоимость.

Группа V

Базовые масла, которые по тем или иным свойствам не попали в предыдущие группы. К этой группе, в частности, входят нафтеновые масла и сложные эфиры (они же эфиры). Эфиры – это тоже полностью синтетические углеводороды. На основе эфиров изготавливают наиболее современные моторные масла с особыми характеристиками. Например: ROWE Hightec Sunspeed RS 0W-20.

Масла из смесей групп

Заметьте, большая группа современных моторных и других автомобильных и промышленных смазочных материалов изготавливается из основ, которая является смесью определенных групп.

Например, ROWE Hightec Multi Synt DDF 5W-30 с наиболее популярным допуском VW 504 00/507 00 имеет в основе и ПАО и HC, то есть группу III и IV.

Такое масло, как DynaPower TD Extra 10W-40 имеет в составе минеральную и гидрокрекинговое основу: II + III.

Масло IPONE Full Power Katana 10W-50 содержит в основе ПАО и сложные эфиры, то есть IV + V.

Принципы распределения моторных масел

Как мы видим, логично раскладывать масла на 5 групп и еще учитывать смеси. Распределение лишь на 3 группы рационально только в том случае, если договориться об одном условии.

Есть среди них одна группа, “синтетичность” которой является предметом споров. С первыми двумя все понятно – минеральные. Так же и ПАО и эфиры – 100% синтетика, творения человеческих технологий.

А вот группа III стоит посередине, потому что изготавливаются она из минеральных масел, которые берут с сырой нефти. Человек вмешивается непосредственно в молекулу, которая приобретает инную структуру, а следовательно – инные свойства.

Особенности III группы масел

В 1999 году Mobil имел публичный спор с Castrol, которая рассматривалась Национальным Департаментом рекламы в США. Mobil заявлял, что Castrol не имел оснований называть свой продукт синтетическим, поскольку он был изготовлен из применением базового масла группы III. Впрочем, Департамент не согласился с Mobil и признал, что технология Castrol внесла достаточно изменений в молекулярную структуру масла, чтобы называть его синтетическим.

На данный момент масла группы III могут называться синтетическими в США и многих других странах мира, а вот в Германии это запрещено решением суда с 1990 года. В стране, где скорость на автобанах не ограничена законом, синтетическими имеют право называться только масла на основе полиальфаолефинов и эфиров (группы IV и V). Как правило, они маркируются сроком Vollsynthetisches, то есть полностью синтетическое.

Выводы

Поскольку законодательство не слишком ограничивает маркетологов, наиболее честной является немецкая система маркировки. Все остальное, что маркируется “синтетическим”, может изготавливаться из группы III или III + IV или III + V.

Полусинтетические продукты – это очень широкая группа, в которую чаще всего входят смеси II + III, II + IV. Однако слово “полу” не означает, что синтетической основы там 50%. Она может добавляться в символическом количестве для снижения себестоимости.

Важна ли синтетичность масла?

Так может же быть такой критерий, как “синтетичность” масла, главным при выборе масла? Да, но только в следующих условиях.

Если репутация производителя и происхождении товара не вызывают сомнений. Если под маркетинговыми выражениями стоят серьезные допуски производителей. Если это особые линейки для спортивного применения, например серия синтетических масел IPONE Stroke 4. И если об этом говорит цена, ведь себестоимость ПАО или эфиров существенно выше гидрокрекинговых масел.

И здесь мы переходим к решению потребителя – а стоит ли выбирать полностью синтетическое масло?

Однозначно ответить невозможно. Решение купить или не купить напрямую связано с бюджетом, а это вопрос личный. Во-первых, каждый следующий шаг в повышении качества масла требует непропорционально большого шага в расходах. В учебниках по экономике это называется diminishing marginal utility – ниспадающая предельная полезность.

Соответственно производители знают, что большинство потребителей имеют бюджетные ограничения и не будут готовы делать эти большие шаги.

Поэтому группа III, которая предлагает качество, близкое к полностью синтетическим маслам, за приемлемую цену, доминирует на рынке в производстве современных автомобильных масел.

Впрочем, для особых условий использования, таких как высокая нагрузка, автоспорт, экстремальные температуры, длинные интервалы замены, использование полностью синтетических масел можно считать экономически оправданным, а порой – единственным вариантом сохранить технику. Синтетическое масло сделает свою работу хорошо. А полностью синтетическое – лучше.

И есть еще один, нерациональный критерий в пользу выбора лучшего масла – любовь к собственному автомобилю или мотоциклу.