Синтетическое масло: мифы и реальность

on
Categories: Блог

Синтетическое масло как новый виток в развитии моторостроения в свое время породил  множество дискуссий, мифов и стереотипов. Мы расскажем об их составе и происхождении, чтобы расставить все точки над “i”.

Одним из наиболее распространенных критериев различий моторных масел является их принадлежность к «синтетике» – то есть полная синтетика, неполная, или полусинтетика…. Этот термин указывает на тип базового масла, так как масло состоит из основы (базы) и присадок. Автолюбители традиционно разделяют моторные масла на три группы: минеральное, полусинтетическое и синтетическое масло. Является ли такое разделение корректным с точки зрения технологии производства и указывает ли оно на качество масла, попробуем разобраться в этой статье.

Итак, большинство потребителей считают, что моторное масло с маркировкой вязкости SAE 5W-40 – это синтетика. А еще бывает синтетическое масло 5W-30. Ну и масло 10W-40 – это полусинтетика. Соответственно 15W-40 – это простая минералка. И больше нам знать ничего не нужно, если мы хотим купить полусинтетическое масло для ВАЗ 2106 -:)

Правилен ли такой рейтинг синтетических масел? И можно ли сказать, что синтетическое масло – лучшее для вашего автомобиля? На первый вопрос ответ однозначен: такое разделение на три группы слишком ограничено. Оно не применяется технологами. А самое лучшее синтетическое масло можно определить совсем не по маркировке вязкости.

Главное – основа

Итак, чем именно синтетическое моторное масло отличается от полусинтетического и минерального?

Простыми словами, чем более синтетическим является масло, тем стабильнее его характеристики, лучше защитные и низкотемпературные свойства. Такие характеристики синтетических масел является следствием свойств и характеристик основы, то есть базовых масел. База – основной компонент в производстве готовых товарных масел.

Одним из важных параметров базовых масел является индекс вязкости ИС (англ. VI – viscosity index). Он показывает стабильность вязкости масла в зависимости от температуры. Чем выше ИС, тем вязкость масла меньше зависит от температуры. А именно это нам и нужно, чтобы масло оставалось жидким на морозе для легкого запуска двигателя и не превращалось в “воду” при высоких температурах и нагрузках.

Их оказалось не три группы, а пять!

Итак, индекс вязкости, а также содержание серы и содержание насыщенных углеводородов легли в основу классификации базовых масел Американского Института Нефти (API). Это общепринятая международная классификация, и в ней базовые масла делятся не на три, а на пять групп:

Группа 1. Минеральные масла, содержащие менее 90% насыщенных углеводородов, и имеющие индекс вязкости в районе 90. Это наименее очищенное масло, соответственно самое дешёвое. Содержит много разных по размеру и свойств молекул, которые даже между собой образуют излишнее трение. Используется для самых простых смазочных материалов, например гидравлики. Моторных масел с основой из группы 1 в нашем ассортименте нет.

Группа 2. Минеральные масла с количеством насыщенных углеводородов 90% и более, и индексом вязкости около 100. Насыщенные углеводороды более стабильны, так как их молекулярные связи теряют склонность к окислению. Масло этой группы очищено от лишних примесей, таких как сера, и более однородно. Это достигается процессом гидрокрекинга – расщеплением крупных молекул на более мелкие и их насыщением водородом. Это существенно улучшает смазочные свойства и ресурс масла.

Группа 3. Минеральные масла, которые были подвергнуты процессу более глубокого (по сравнению с группой 2) каталитического гидрокрекинга (НС). Соответственно они имеют еще более однородную структуру, что значительно улучшает их смазочные свойства. Группа 3 также содержит более 90% насыщенных углеводородов и имеет индекс вязкости более 120.

Группа 4. Полностью синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО) с индексом вязкости около 130-140. Поскольку эта группа состоит из искусственно созданных (синтезированных) молекул, которые создаются не в недрах земли, а в строго контролируемых заводских условиях, на выходе получается идеальная однородная структура. ПАО синтетика не содержит парафина, поэтому нижняя граница ее применение может достигать -50…-60°С.

Группа 5. Полностью синтетические базовые масла, которые по тем или иным свойствам не попали в предыдущие группы. В эту группу входят базовые масла на основе сложных эфиров (они же эстеры), сложных спиртов и др.

Группа

Технология полученияСодержание насыщенных углеводородовСодержание серыИндекс вязкости
Группа IОчистка<90%>0,03%

80 – 110

Группа II

Насыщение водородом (гидрокрекинг)≥90%≤0,03%90 – 120
Группа IIIКаталитический гидрокрекинг≥90%≤0,03%≥120
Группа IVХимическая реакция синтеза

Полиальфаолефины (ПАО)

Группа VСинтез и др.

Силиконы, органические фосфиты, полиалкиленгликоли (ПАГ), биоразлагаемые масла и проч.

Различия и преимущества каждой группы

Минеральные масла получают в результате глубокой очистки нефти, они имеют достаточно неплохие характеристики, хорошие смазывающие свойства и хорошо растворяют присадки. Однако, минеральные масла имеют невысокую термостабильность, а их вязкость сильно зависит от температуры. Их основное преимущество – низкая цена.

Полусинтетические масла, или точнее частично-синтетические масла – это, по своей сути, минеральные масла, эксплуатационные свойства которых были улучшены путем добавления до 30% синтетических масел группы 3 (HC-синтетика) или, значительно реже, четвертой группы.

Гидрокрекинговые масла третьей группы относятся к синтетическим маслам, хотя и производятся из нефти. В процессе каталитического гидрокрекинга базовые минеральные масла подвергаются ряду химических реакций, существенно изменяющих молекулярную структуру масла и его свойства. В результате такого химического воздействия из минерального масла удаляются соединения азота и серы, выпрямляется и очищается его молекулярная решетка. Вследствие изменения молекулярной структуры, гидрокрекинговое масло по комплексу характеристик становится очень похоже на полностью синтетическое масло. А по ряду параметров и превосходит его, сохраняя при этом все плюсы минеральных масел – высокую способность к растворению присадок и хорошие смазывающие свойства. Относительно низкая цена является не последним фактором.

Синтетическое масло, представленное на рынке, является в большинстве случаев именно гидрокрекинговым маслом. Даже продукты с требовательным допуском VW 504 00/507 00 (например, Aral SuperTronic K 5W-30, DynaPower Synth 5W-30), которые выдерживают межсервисные интервалы до 40 000 километров, производятся из основы группы 3. Но не будем забывать о высококачественных присадках!

Масла 4 и 5 групп являются химически синтезированными базовыми маслами. Т.е. для их получения не очищают сырую нефть. В маркировке они обозначаются как полностью синтетические – fully synthetic (англ.) или vollsynthetisch (нем.). Они состоят из нескольких групп. Самые распространенные из них – полиальфаолефины (ПАО) и сложные эфиры (другое название – эстеры). Полностью синтетические базовые масла отличаются очень высокой термостабильностью, высокой текучестью и проникающей способностью при минусовых температурах, хорошими противоокислительными свойствами, низкой испаряемостью и расходом на угар.

Однако, синтетические базы имеют и недостатки. В частности ПАО имеют низкую способность к растворению присадок и не слишком высокие смазывающие свойства. Для обеспечения хороших смазывающих свойств и, что крайне важно, растворения присадок, в товарные полностью синтетические масла ПАО добавляют масла 5 группы – сложные эфиры, или 3 группы – гидрокрекинговые масла (HC). На сегодняшний день это лучшие синтетические масла. Впрочем, самые дорогостоящие.

Связь между вязкостью и синтетической основой

Теперь можно провести определенные параллели между вязкостью и материалом основы. Эта связь совсем не прямая. Минеральные масла чаще всего имеют вязкость 15W-40, а также это устаревшие односезонные (летние и зимние) масла, например SAE 20W-20, SAE 30 SAE 40, SAE 50.

Полусинтетическое масло – это чаще всего 10W-40. Именно эта группа имеет большой спектр вариантов основы, это группы 1 + 3, 2 + 3, а также 2 + 4, особенно для современных грузовых авто. Последняя комбинация – пожалуй, самое лучшее полусинтетическое масло. Однако качество товарного готового масла зависит и от присадок, и от количества синтетической основы. Соответственно разная полусинтетика может сильно отличаться по  цене. Также полусинтетическим может быть и масло 5W-30, в том числе для грузовых автомобилей. Еще один вариант – полусинтетическое масло 10W-50.

Следующая группа – синтетика. Большинство моторных масел с маркировкой 5W- являются синтетическими, которые производятся из базовых масел группы 3. Это так называемая гидрокрекинговая HC-синтетика. Примеры: 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50.

И последняя группа – это самые дорогие смазочные материалы на полностью синтетической основе. Это, как правило, масла 0W-20, 0W-30, 0W-40, 10W-60. Иногда масло 5W-40 также может быть изготовлено на 100% синтетической ПАО-основе, например Rowe Synth RS 5W-40.

Синтетическое масло и стереотипы

Достаточно популярен стереотип, что не желательно применять синтетические масла в старых автомобилях, особенно если раньше применялось полусинтетическое или минеральное масло. Это аргументируется тем, что якобы “побежит со всех щелей”. Частично этот миф имеет основания, но только в одном случае.

Если раньше в двигатель долгое время заливалось масло низкого качества, нарушались интервалы его замены и двигатель изнутри покрылся коксом и отложениями, то нередко изношенные сальники и прокладки не протекают исключительно из-за закоксованности. В таком случае прокладки и сальники через некоторое время после перехода на качественное масло с хорошими моющими свойствами начнут его пропускать, независимо от “синтетичности” масла.

Еще одним популярным аргументом является то, что синтетическое масло является жидким. Полностью синтетические масла, созданные на основе базовых масел 4 группы (ПАО-синтетика) действительно имеют лучшую текучесть (текучесть), чем гидрокрекинговые синтетические масла. Бывали случаи, когда прокладки и сальники начинали немного “сопливить” после перехода от минерального масла на ПАО-синтетику. Но это случалось, если происходил переход на более жидкие масла, например с SAE 50 на SAE 0W-30, которое действительно имеет более высокую пенетрацию (проникающую способность). Вязкость же полусинтетического масла 10W-40 при рабочей температуре такая же, как и синтетического масла 0W-40 или 5W-40.

В общем случае, если в двигателе применялось качественное масло, не нарушались  интервалы замены, двигатель изнутри чистый, то никаких негативных последствий от перехода на синтетическое масло, при условии соблюдения рекомендаций производителя по вязкости и допускам, не будет.

Весь ассортимент немецких моторных масел Aral, Rowe и DynaPower, а также французских масел Total и Elf ​​представлен в соответствующем разделе нашего сайта. Подобрать необходимый для вашего автомобиля продукт можно в системах онлайн подбора или обратившись за помощью к нашим специалистам.