Что надо понимать про стандарты моторных масел API и ILSAC?
Когда вы видите на упаковке с моторным маслом маркировку типа API SP, ACEA A5/B5 или ILSAC GF-5, вы, наверное, догадываетесь, что эти комбинации букв и цифр говорят о соответствии стандартам качества. Так и есть. Кроме вязкости по системе SAE, которая указывается в маркировке масла в виде двух цифр вроде 5W-30, все другие важные параметры масла зашифрованы в этих стандартах или, как их еще называют, спецификациях.
За этими системами оценки и классификации смазочных материалов стоит один и тот же принцип. Если масло на языке студентов «сдает сессию», то есть все экзамены, представляющие собой тесты на важные качества масла (такие как износ клапанного механизма, низкотемпературные отложения, окисление, коррозия подшипников, экономия топлива и т.п.), то производитель вправе указывать соответствующий стандарт в маркировке. Указанные тесты четко стандартизированы: на каком двигателе (оборудовании) следует проводить тест, сколько времени, при каких условиях, по каким методикам оценивать результат и т.д. Все четко регламентировано, на то они и стандарты.
Главные институты стандартизации смазочных масел
Указанные системы стандартизации, а точнее стоящие за ними институты независимы между собой, но схожи по принципам. API – американская система. ACEA – европейская. ILSAC – американо-японская. В этой статье мы рассмотрим системы стандартизации масел API и ILSAC. Эти стандарты распространены за океаном, но поскольку на украинском рынке растет количество автомобилей из США, они приобретают все большую актуальность для наших потребителей.
Американская классификация API
Классификация API от Американского Института Нефти, по-английски American Petroleum Institute является старейшей. Первый стандарт API SA для бензиновых двигателей отражал требования к качеству моторного масла, актуальные для 20-х годов прошлого века! Между прочим, тогда еще моторное масло в Америке не содержало присадок. Советский Союз вообще дотянул без присадок в автомобильных маслах до 50-х годов! Трудно поверить? Найдите ГОСТ 5303-50 «Масла автомобильные с присадкой. Технические условия». Последние две цифры в ГОСТе – это год.
Классификация API разделяет масла на две категории: S – для бензиновых моторов, и категорию C – для дизельных, то есть API S и API C. Недавно появилось исключение в виде API F, но об этом позже.
Последующая буква после S или C указывает на соответствующий уровень качества. К примеру, API SM – это стандарт качества моторных масел для бензиновых моторов с 2010 модельного года. А маркировка API CH-4 говорит о том, что это стандарт качества дизельных масел с 1998 модельного года. Чем дальше буква в алфавите, тем более современным требованиям отвечает масло. В обозначении дизельных классификаций API могут быть и цифры: 4 – означает 4-тактные двигатели, 2 – 2-тактные.
Недавно появилась новая отдельная категория API F, которая тоже относится к дизельным двигателям, наиболее современным и экологичным, уменьшающим выбросы парниковых газов. Категория F – это пока только один стандарт API FA-4 (по состоянию на февраль 2025 года), в то время как в бензиновой категории API S за 100 лет собралось полтора десятка заменявших друг друга стандартов.
Подробные описания стандартов качества моторных масел API в соответствии с конструкциями двигателей представлены в таблице:
Категория | Статус | Сфера применения |
SP | Актуальный | Введен в мае 2020 года, предназначен для обеспечения защиты от преждевременного воспламенения топлива на малых оборотах (LSPI), защиты от износа цепи ГРМ, улучшенной защиты от высокотемпературных отложений на поршнях и турбокомпрессорах, а также более строгого контроля над шламом и лакированием. API SP вместе с RC (Resource Conserving) означает, что масло также соответствует ILSAC GF-6A, то есть помимо норм API SP выполняет тесты ILSAC по улучшенной экономии топлива, защите систем очистки выхлопных газов и защите двигателей, которые могут работать на топливе с этанолом вплоть до E85. |
SN | Актуальный | Для двигателей 2020 модельного года и/или предыдущих |
SM | Актуальный | Для двигателей 2010 модельного года и/или предыдущих |
SL | Актуальный | Для двигателей 2004 модельного года и/или предыдущих |
SJ | Актуальный | Для двигателей 2001 модельного года и/или предыдущих |
SH | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для большинства автомобильных бензиновых двигателей производства после 1996 года. Может не обеспечивать надлежащую защиту от образования шлама, окисления или износа. |
SG | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для большинства автомобильных бензиновых двигателей производства после 1993 года. Может не обеспечивать надлежащую защиту от образования шлама, окисления или износа. |
SF | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для большинства автомобильных бензиновых двигателей производства после 1988 года. Может не обеспечивать надлежащую защиту от образования шлама. |
SE | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для большинства автомобильных бензиновых двигателей производства после 1979 года. |
SD | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для большинства автомобильных бензиновых двигателей производства после 1971 года. Применение в более новых двигателях может привести к неудовлетворительной работе или даже повреждениям. |
SC | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для большинства автомобильных бензиновых двигателей производства после 1967 года. Применение в более новых двигателях может привести к неудовлетворительной работе или даже повреждениям. |
SB | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для большинства автомобильных бензиновых двигателей производства после 1951 года. Применение в более новых двигателях может привести к неудовлетворительной работе или даже повреждениям. |
SA | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не содержит присадок. Не подходит для большинства автомобильных бензиновых двигателей производства после 1930 года. Применение в более новых двигателях может привести к неудовлетворительной работе или даже повреждениям. |
Категория | Статус | Сфера применения |
CK-4 | Актуальный | Стандарт API CK-4 регламентирует масла для высокооборотных четырехтактных дизельных двигателей, разработанных в соответствии с экологическими ограничениями 2017 модельного года для магистральной техники и уровня 4 экологических ограничений для внедорожной техники, а также для дизельных двигателей предыдущего модельного ряда. Эти масла разработаны для применения во всех областях с дизтопливом с содержанием серы до 500 ppm (0,05% массы), что соответсвует EURO 2. Однако долговечность систем очистки выхлопных газов и/или расчетные интервалы замены гарантируються только при использовании дизтоплива EURO 5 (с содержанием серы менее 15 ppm (0,0015% массы). Эти масла особенно эффективны для обеспечения долговечности систем очистки выбросов, где используются сажевые фильтры и другие передовые системы доочистки. Масла API CK-4 созданы для обеспечения усиленной защиты от окисления масла, сжижения масла из-за разрыва полимеров, предотвращения пенообразования, а также защиты от повреждения катализатора, блокировки сажевого фильтра, износа двигателя, отложений на поршнях, ухудшения низко- и высокотемпературных свойств, а также загущения масла из-за сажи. Масла API CK-4 превышают критерии качества API CJ-4, CI-4 и CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4 и могут эффективно смазывать двигатели, для которых рекомендуются эти стандарты API. В случае использования масла CJ-4 с дизтопливом с содержанием серы более 15 частиц на миллион (0,0015% массы), то есть ниже EURO 5, обратитесь к изготовителю двигателя для уточнения интервала обслуживания. |
CJ-4 | Актуальный | Для высокооборотных четырехтактных дизельных двигателей, разработанных в соответствии с экологическими ограничениями 2010 модельного года для магистральной техники и уровня 4 экологических ограничений для внедорожной техники, а также для дизельных двигателей предыдущего модельного ряда. Эти масла разработаны для применения во всех областях с дизтопливом с содержанием серы до 500 ppm (0,05% массы), что соответсвует EURO 2. Однако долговечность систем очистки выхлопных газов и/или расчетные интервалы замены гарантируються только при использовании дизтоплива EURO 5 (с содержанием серы менее 15 ppm (0,0015% массы). Масла API CJ-4 превышают критерии эффективности API CI-4 и CI-4 PLUS, CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4 и могут эффективно смазывать двигатели, для которых рекомендуются эти стандарты API. В случае использования масла CJ-4 с дизтопливом с содержанием серы более 15 частиц на миллион (0,0015% массы), то есть ниже EURO 5, обратитесь к изготовителю двигателя для уточнения интервала обслуживания. |
CI-4 | Актуальный | Введен в 2002 году. Для высокооборотных четырехтактных двигателей, разработанных в соответствии с экологическими ограничениями 2004 года, введенными в 2002 году. Масла CI-4 созданы для обеспечения долговечности двигателей с системами рециркуляции выхлопных газов (EGR) и предназначены для использования с дизельным топливом с массовой долей серы до 0,5%. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4. Некоторые масла CI-4 могут выполнять нормы, дающие право маркироваться CI-4 PLUS. |
CH-4 | Актуальный | Введен в 1998 году. Длявысокооборотных четырехтактных двигателей, разработанных в соответствии с экологическими ограничениями 1998 года. Масла CH-4 разработаны специально для использования с дизтопливом с массовой долей серы до 0,5%. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4 и CG-4. |
CG-4 | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для большинства дизельных автомобильных двигателей, изготовленных после 2009 года. |
CF-4 | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для большинства дизельных автомобильных двигателей, изготовленных после 2009 года. |
CF-2 | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для большинства дизельных автомобильных двигателей, изготовленных после 2009 года. Двухтактные двигатели могут иметь иные требования к маслу, чем четырехтактные двигатели, поэтому для актуальных рекомендаций по смазке следует обратиться к производителю техники. |
CF | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для применения в большинстве дизельных автомобильных двигателей, изготовленных после 2009 года. Масла более новых категорий «C» обычно подходят или являются лучшими для тех дизельных автомобильных двигателей, которым были рекомендованы масла «CF». Однако более старые агрегаты и/или двухтактные дизельные двигатели, особенно те, для которых рекомендуются односезонные масла, могут работать на масле «CF». |
CE | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для большинства дизельных автомобильных двигателей, изготовленных после 1994 года. |
CD-II | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для большинства дизельных автомобильных двигателей, изготовленных после 1994 года. |
CD | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для большинства дизельных автомобильных двигателей, изготовленных после 1994 года. |
CC | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для большинства дизельных двигателей, изготовленных после 1990 года. |
CB | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для большинства дизельных двигателей, изготовленных после 1961 года./span> |
CA | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для большинства дизельных двигателей, изготовленных после 1959 года. |
Категория | Статус | Сфера применения |
FA-4 | Актуальный | Стандарт API FA-4 регламентирует определенные масла XW-30, специально разработанные для использования в отдельных высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, разработанных в соответствии с экологическими ограничениями по выбросам парниковых газов (ПГ) 2017 модельного года. Эти масла разработаны для использования на автомагистралях с массовой долей серы в дизтопливе до 0,0015% (15 ppm). Учитывайте рекомендации производителя конкретного двигателя относительно того, подходит ли для него масло API FA-4. Эти масла имеют диапазон высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига (HTHS) на уровне 2,9 – 3,2 сП, чтобы способствовать уменьшению выбросов парниковых газов. Они особенно эффективны для обеспечения долговечности систем очистки выбросов, где используются сажевые фильтры и другие передовые системы доочистки. Масла API CK-4 созданы для обеспечения усиленной защиты от окисления масла, сжижения масла из-за разрыва полимеров, предотвращения пенообразования, а также защиты от повреждения катализатора, блокировки сажевого фильтра, износа двигателя, отложений на поршнях, ухудшения низко- и высокотемпературных свойств, а также загущения вязкости из-за сажи. Масла API FA-4 не являются взаимозаменяемыми или обратно совместимыми с маслами API CK-4, CJ-4, CI-4 и CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4. Касательно пригодности масла API FA-4 соблюдайте рекомендации производителя двигателя. Масла API FA-4 не рекомендуются для использования с дизтопливом ниже EURO 5, то есть с массовой долей серы более 0,0015% (15 ppm). При использовании топлива с массовой долей серы более 0,0015% обратитесь за рекомендациями к производителю двигателя. |
Масло как часть двигателя
Что можно увидеть в эволюции этих стандартов? То, что масло ни на шаг не отставало от развития технологий автомобилей. Масло всегда было и остается как бы частью двигателя. Когда-то маркетологи Mobil придумали слоган, что масло – это главная деталь вашего автомобиля. Это абсолютная правда, особенно если говорить не о масле Mobil, а о моторном масле вообще.
Каждый раз, когда инженеры-конструкторы двигателей решали, например, установить на двигатель турбонаддув, химики-технологи «тушили пожар», ведь масло теперь должно было обеспечить защиту турбины, вал которой вращается со скоростью 5 тысяч оборотов в секунду (!) при температуре до 950°С.
И так далее, без остановки: новые элементы конструкции – новые вызовы по смазыванию двигателя, и, следовательно, новые стандарты качества моторных масел, чтобы обеспечить надежную защиту этих нововведений.
Именно поэтому американские стандарты масел API C для дизельных двигателей ведут свою историю не с 20-х, а с 50-х годов XX века, ведь к тому моменту дизельные двигатели в США, в отличие от Европы, были скорее экспериментальными.
Этапы эволюции технологий смазочных масел
Можно отметить такие тренды в развитии технологий производства масел. Приблизительно до 2000 года главной задачей масла было помогать двигателям выдерживать удельную нагрузку, то есть выдавать все большую мощность в пересчете на рабочий объем. Кроме того – обеспечивать все более длинные интервалы замены. Далее с введением жестких экологических норм масла получили новую задачу – помогать двигателям быть чище. И последний тренд, наметившийся после 2010 года: масла должны помогать двигателям быть экономичными. Ведь экологические ограничения стали настолько жесткими, что меньшие выбросы можно достичь только путем сжигания меньшего количества топлива.
Преемственность: не все так однозначно
Что касается преемственности, то есть применения нового масла вместо предыдущего, то в стандартах API всегда было правилом в пределах каждой категории (бензиновой S или дизельной C) разрешать использование более современного масла вместо устаревшего. И только тогда, когда в маслах для современных дизельных автомобилей произошли настолько существенные технологические изменения, что это правило перестало работать (с понижением вязкости HTHS до уровня 2,9 – 3,2 сП), Американский Институт Нефти ввел новую категорию для дизельных двигателей API F.
Нужно ли современное масло всем?
Какие выводы на основе этой информации можно сделать потребителям? Если ваш двигатель технологически не нов, скажем, без прямого впрыска бензина и/или турбокомпрессора, то масла предыдущих классификации использовать можно, к примеру масло API SM в двигателе 2012 модельного года. Однако если двигатель нуждается в защите от таких явлений, как преждевременное воспламенение топлива на малых оборотах (так называемый эффект LSPI), то использование масла уровня API SP абсолютно необходимо. Если еще проще – строго следуйте руководству по эксплуатации автомобиля (двигателя). А если ее нет, воспользуйтесь нашей он-лайн базой данных по подбору масла к автомобилю.
Масло с топливом – тоже в тандеме
Что касается дизельных двигателей, обратите внимание, что масла, начиная с API CJ-4, лучше работают с дизтопливом типа ultra-low sulfur diesel (ULSD), то есть с ультранизким содержанием серы с массовой долей до 0,0015%, что соответствует стандарту дизтоплива EURO 5. Но если с этим современным маслом использовать топливо EURO 4 или ниже, то это как минимум приведет к сокращению межсервисных интервалов. Другими словами, масло новейших технологий только тогда дает полное преимущество, в том числе в плане удлиненных интервалов замены, когда и топливо используется соответствующее – с минимальным содержанием серы.
Американо-японская система качества ILSAC
Еще одним важным органом сертификации масел является Международный Комитет по Стандартизации и Допускам Масла ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee). Это сравнительно молодая организация, основанная в 1992 году, через которую Ford, General Motors, Chrysler и Ассоциация Японских Производителей Автомобилей JAMA (Japan Automobile Manufacturers Association) разрабатывают требования к маслам для бензиновых двигателей транспортных средств.
Только бензиновые двигатели
Стандарты от ILSAC имеют маркировку ILSAC GF-x, где х может быть от 2 до 6 (в перспективе – до 7), а GF означает gas fueled то есть на бензиновом топливе. На пути от GF-1 до GF-5 новый стандарт каждый раз заменял предыдущий, то есть вместо масла старшей спецификации можно было использовать новое. Однако последний (на момент написания настоящей статьи) стандарт был разделен на две подкатегории: 6A и 6B. Первый регламентирует масла классов вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30, второй касается исключительно SAE 0W-16. Масла ILSAC GF-6A обратно совместимы с предыдущими GF-5, а вот GF-6B не совместим и не заменяет никакой другой предыдущий стандарт.
Наименование | Статус | Сфера применения |
GF-6A | Действующий | Представлен в мае 2020 года, предназначен для обеспечения защиты от преждевременного возгорания топлива на низких оборотах (LSPI), защиты от износа цепи ГРМ, улучшенной защиты от высокотемпературных отложений на поршнях и турбокомпрессорах, более строгого контроля над шламом и лакированием, улучшеной экономии топлива, продвинутой защиты систем очистки выхлопных газов, а также защиты двигателей, которые работают на топливо с биоэтанолом вплоть до E85 (85% этанола, 15% бензина). |
GF-6B | Действующий | Относится исключительно к маслам с классом вязкости SAE 0W-16. Представлен в мае 2020 года, предназначен для защиты от преждевременного воспламенения на низких оборотах (LSPI), защиты от износа цепи ГРМ, защиты от высокотемпературных отложений на поршнях и турбокомпрессорах, строгого контроля над шламом и лакированием, улучшенной экономии топлива, защиты систем очистки выбросов, а также защиты двигателей, работающих на топливе с биоэтанолом, вплоть до E85 (85% этанола, 15% бензина). |
GF-5 | Отменен 1.05.2021 | Вместо GF-5 используйте GF-6A. |
GF-4 | Отменен | Вместо GF-4 используйте GF-5. |
GF-3 | Отменен | Вместо GF-3 используйте GF-5. |
GF-2 | Отменен | Вместо GF-2 используйте GF-5. |
GF-1 | Отменен | Вместо GF-1 используйте GF-5. |
Нормы ILSAC базируются на тестах API, поскольку ILSAC тесно сотрудничает с Американским Институтом Нефти, но с дополнительными тестами или ограничениями. Например, чтобы выполнить требования ILSAC GF-6A, масло должно сдать экзамен на соответствие API SP, и кроме того пройти дополнительные тесты на лучшую экономичность, защиту систем очистки выхлопных газов, и защиту двигателей, которые могут работать на бензине с биоэтанолом с концентрацией последнего вплоть до 85% (бензин стандарта E85). Если масло отвечает таким требованиям, то в системе API оно может маркироваться API SP RC (Resource Conserving, англ. сохраняющее ресурсы). Именно поэтому вы можете увидеть у нас в продаже масло Aral BlueTronic 10W-40 со стандартом API SP, но не SP RC. Если вы отфильтруете продукты по признаку SP RC, то увидите там масла с низкой вязкостью от SAE 0W-16 до 5W-30, и все они будут соответствовать как стандарту API SP RC, так и ILSAC GF-6A.
Продолжение следует…
Итак, на этом ставим не точку, а запятую. Скоро будет продолжение: в 2025 году вводятся новые стандарты – API SQ и ILSAC GF-7A и -7B, о которых мы подробно расскажем отдельно. До новых встреч на страницах нашего блога!