Масло для генератора
Принципиальное устройство генератора
Чтобы разобраться, как подобрать правильное масло для генератора, сначала коротко остановимся на его устройстве. То, что мы называем генератором – это миниэлектростанция, которая преобразует энергию в два этапа. Сначала внутренняя энергия углеводородов преобразуется в двигателе внутреннего сгорания в механическую энергию, а затем механическая вращательная энергия превращается в электрическую. Именно второй этап собственно и называется генерацией электричества, но к выбору масла он отношения не имеет. Нас интересует только первая стадия в этой цепочке, потому что моторное масло может на неё повлиять. Хорошее масло для бензинового генератора позволит ему работать нормально. А классное масло позволит вам долго не думать о ремонте или покупке нового генератора. Таким образом, какое масло лить в генератор – это вопрос о сроке его службы, то есть комфорте вашей семьи или выживания бизнеса, а также экономии вашего времени и денег.
Типы ДВС для генераторов
Моторы генераторов бывают бензиновыми и дизельными. Бывают и газовые (газопоршневые) двигатели, но наша тема – бытовые и небольшие промышленные генераторы. Существует ли особенное масло для бензогенератора с воздушным охлаждением? Нет, поскольку воздушное охлаждение считается производителями эффективным и достаточным для небольшого агрегата. Как правило, все небольшие генераторы для частных домохозяйств имеют воздушное охлаждение. В них применяются те же масла, что и в двигателях с жидкостным охлаждением. Небольшие бензиновые генераторы (мощностью около 1 кВт) могут оснащаться 2-тактными двигателями. 2-такные моторы легче и проще в конструкции, чем 4-тактные, но они имеют меньший моторесурс и более высокое удельное потребление топлива (в пересчете на 1 киловатт). Для 2-тактных генераторов применяются специальные масла, о которых мы скажем ниже. Большинство генераторов имеют 4-тактные двигатели, сейчас речь пойдет именно о них.
Особенности работы ДВС генератора
Особенности работы ДВС генератора Режим работы у двигателя генератора не изменчивый, в отличие от двигателя современного автомобиля. Это упрощает требования к маслу. Здесь мы подходим к вопросу, можно ли заливать автомобильное масло в генератор. Ответ – можно, но не любое. Рассмотрим всё по порядку.
Поскольку на выходе нам нужна фиксированная частота переменного тока величиной 50 Гц, важнейшим параметром работы двигателя миниэлектростанции является поддержание постоянных оборотов. Как правило, бензиновые ДВС генераторов имеют частоту вращения 3000 об./мин., а дизельные — 1500 об./мин. Такое число оборотов выбрано не случайно. Частота переменного тока синхронного генератора составляет f = n/60, то есть 3000/60 = 50 (Гц). Дизельный генератор имеет две пары полюсов, его частота будет f = 2*n/60, то есть 2 х 1500/60, что тоже равно 50 (Гц). Таким образом, указанная частота вращения не только задает стандартную частоту переменного тока 50 Гц, но и примерно соответствует частоте, на которой двигатель имеет минимальный износ. Для ресурса двигателя и для срабатывания моторного масла постоянные обороты – это положительный момент.
С какими же вызовами должно справляться масло для электрогенератора? Кроме защиты от износа – это обеспечение легкого запуска при низкой температуре. Для этого масло должно иметь достаточно низкую вязкость для обеспечения проворачивания коленвала при пуске. Чем меньше вязкость – тем легче запуск и меньше износ на холодной фазе. Самый большой износ происходит на холодном двигателе, особенно если нагрузка на генератор дается сразу, без прогрева. В свою очередь, вязкость масла на прогретом двигателе должна оставаться оптимальной. Забегая наперед, скажем, что при прочих равных условиях лучшим выбором по этому критерию будут масла с меньшей цифрой при букве W. То есть 0W-30 – лучше, чем 5W-30, а 5W-30 – лучше, чем 10W-30.
Можно ли заливать автомобильное масло в генератор
Производители миниэлектростанций указывают рекомендованную вязкость масла в руководстве по эксплуатации. Кроме вязкости, указывается и уровень качества по международным стандартам. Масло для генератора каждый производитель рекомендует исходя из конструкции двигателя. Рассмотрим требования к маслу на примере миниэлектростанции Honda EP6500CXS:
Используйте моторное масло, предназначенное для 4-тактных автомобильных двигателей, в состав которых входят моющие присадки, соответствующие или превосходящие требования стандартов категории SE или выше по классификации API (или эквивалентное).
В общем случае рекомендуется эксплуатировать двигатель на моторном масле с вязкостью SAE 10W-30. Моторные масла с иной вязкостью, указанной в таблице, могут быть использованы при условии, что средняя температура воздуха в вашем регионе не выходит за указанный температурный диапазон.
В общем случае рекомендуется эксплуатировать двигатель на моторном масле с вязкостью SAE 10W-30. Моторные масла с иной вязкостью, указанной в таблице, могут быть использованы при условии, что средняя температура воздуха в вашем регионе не выходит за указанный температурный диапазон. Как видим, производитель отвечает на вопрос, можно ли заливать автомобильное масло в генератор. Ответ — да, можно: в генератор рекомендуется масло для 4-тактных автомобильных двигателей. Скажем больше: отдельной категории масел для генераторов не существует. Масло для генератора – это автомобильное масло, которое отвечает параметрам, указанным в инструкции по эксплуатации миниэлектростанции.
Вязкость масла для генератора – важный параметр
Каковы эти параметры на примере Honda? Во-первых, вязкость. Кстати, предписание масла с вязкостью SAE 10W-30 не является догмой. Это рекомендация для «общего случая». Общий случай – это комнатная температура. А если за окном мороз -20°С, то в выбор вязкости масла лучше внести коррективы. По мнению инженеров Honda, если температура окружающего воздуха опустится ниже -10°С, от 10W-30 стоит перейти к 5W-30, А если она опустится еще ниже (или вы хотите облегчить запуск и уменьшить износ двигателя на холодной фазе работы), то лучше выбрать масло с вязкостью SAE 0W-30. С такой вязкостью может быть только синтетическое масло. Оно дороже, но вопрос о выборе между экономией на масле и моторесурсом решать вам.
Напомним, что вязкость масел 0W-30, 5W-30 и 10W-30 на прогретом двигателе будет примерно одинаковой. В эту величину мы не вмешиваемся. Она рассчитана производителем и ее стоит придерживаться. Однако при эксплуатации при очень высоких температурах воздуха (40° и выше), с недостаточной вентиляцией или при большой наработке моточасов и соответствующем износе, для смазки подобного генератора можно переходить на более густую вязкость SAE XW-40. Выбор между 10W-40, 5W-40 или 0W-40 стоит делать по тому же принципу, как и между 10W-30, 5W-30 или 0W-30.
Уровень качества масла для генератора
Второй аспект при выборе масла для генератора – это уровень качества по одной из международных систем. Honda рекомендует уровень API SE или выше. О классификации API мы писали тут. Как видим, уровень качества по стандарту API SE является, мягко говоря, устаревшим, если не сказать на сегодняшний день примитивным. Такие масла соответствовали технологиям двигателей 80-х годов. С тех пор разработаны и широко применяются значительно более эффективные смазочные материалы.
Почему же Honda и другие производители (рекомендации Honda весьма типичны) не спешат обновлять требования к маслам? Потому что, во-первых, эти двигатели на самом деле находятся на технологическом уровне 80-х годов. Во-вторых, щадящий режим их работы на постоянных оборотах обеспечивает минимальный износ (если номинальная мощность соответствует нагрузке). В-третьих, миниэлектростанции по определению являются временным, аварийным источником электроэнергии. Производитель не исходит из того, что они заменят промышленную энергетику 24 часа в сутки. То есть никто в принципе не обещает многолетний ресурс.
Но с осени 2022 года генератор приобрел особенную ценность. Для нас критически важен хороший моторесурс генератора. Ведь мало кто думал о вероятности полномасштабной войны, о варварской атаке РФ на нашу энергосистему, и о резко возросшем спросе на генераторы. Они сейчас – не аварийный источник энергии, это часто единственный источник, во всяком случае, работающий по многу часов в сутки. Генераторы в большом дефиците. И нам очень нужно, чтобы наш генератор беспроблемно работал многие недели и месяцы до конца войны, до полного восстановления энергетики Украины. В этом важную роль может сыграть качественное моторное масло для генератора.
Варианты масел для генератора от «Динамики»
Итак, начнем с оптимального выбора. Если вам достаточно того, что прописано в инструкции, то таким требованиям отвечает наше мотоциклетное масло для 4-тактной техники с вязкостью SAE 10W-30 – IPONE 10.3. И даже значительно выше! Уровень качества API SL моторного масла IPONE 10.3 – это намного лучше, чем API SE в таких важных параметрах, как защита от износа, моющие свойства, препятствие отложениям. Вязкость 10W-30 будет нормально работать до -15°С, а ниже бывает редко и недолго.
Но если же мы хотим быстрее, выше, сильнее, как говорил о моторном масле (хотя это не точно) французский проповедник Анри Дидон, а именно: быстрее запуск на морозе, выше КПД и сильнее защита от износа, то лучше выбрать масло SAE 5W-30. Мы рекомендуем масло DynaPower Synth SAE 5W-30. Оно имеет в своем составе пакет присадок средней зольности, то есть за чистоту двигателя, защиту от износа и прочие параметры отвечают присадки новой технологии с ограниченным содержанием фосфора, серы и сульфатной золы. Это более современное малозольное масло с длительным сроком службы, которое подходит в том числе для дизельных двигателей с сажевым фильтром. Единственное замечание – подобные масла не очень любят топливо низкого качества.
Зато такое масло можно менять не каждые 100 часов, а каждые 120 — 140 часов. Ведь в двигателе автомобиля, где условия не такие постоянные, как в стационарном генераторе, данное масло надежно работает 200 – 300 моточасов и более. Однако удлинение интервалов замены – это выход за рамки рекомендаций производителя оборудования. Производитель или продавец масла не уполномочен давать подобные гарантии. Лучше выиграть на том, что качественное масло уменьшит износ, чем проводить эксперименты по удлинению интервала замены.
Еще один вариант подходящего масла 5W-30 – ROWE HIGHTEC SYNT RS DLS SAE 5W-30, к тому же сейчас мы продаем литровые упаковки с большой скидкой. Это масло для современных легковых автомобилей Mercedes-Benz и Opel. Это прекрасный ответ на вопрос, какое масло заливать в бензиновый генератор. И это в том числе масло для дизельного генератора, хотя есть нюансы. Более подробно про масло для дизельгенератора мы скажем чуть ниже.
В чому синтетичні оливи кращі
Следующий шаг в качестве масла по пути, указанному Андре Дидоном, – это супер-масло Total Quartz 9000 Energy SAE 0W-30 на полностью синтетической основе. Правда, за такой апгрейд придется доплатить. Но вы получите весомые преимущества. Они заключаются не только в низкой текучести при любых морозах, но и в стабильности параметров масла в течение всего срока эксплуатации. К тому же, в сравнении с маслом 10W-30 синтетическое масло 0W-30 обеспечит экономию топлива около 2%. Казалось бы, какие-то жалкие 2%, пустяки! Но давайте отложим литературу в сторону, а возьмемся за математику. Задача легкая, 4 класс, III четверть. Итак, расход масла типичного генератора мощностью 5 кВт составляет около 2,5 л/час. Значит за 100 часов (интервал замены масла) генератор потребит 250л бензина. 2% от 250л – это 5 литра топлива, что стоит как минимум 250 грн. И при этом генератор просит всего 1л масла на 100 часов работы!
Получается, что синтетическое масло Total 0W-30 почти не просит доплату за свою работу, потому что эти деньги оно не только возвращает в чистом виде за топливо, но и за сниженный износ. А во сколько можно оценить материальные и эмоциональные преимущества в тот день (когда-нибудь может наступить такой морозный день), когда синтетическое масло 0W-30 не просто облегчит запуск, а сделает возможным запуск? То есть мы говорим не паре событий: мотор завелся или мотор завелся с трудом, а о вариантах событий: завёлся – не завёлся.
В наше непростое время, когда мы не можем точно сказать, как скоро будет полностью восстановлена энергосистема Украины, поврежденная в результате российских ракетных ударов, моторесурс и надежность генератора является большой ценностью каждого домохозяйства или предприятия. Поэтому экономия на качестве масле для генератора в военное время – это хуже, чем скупость, это вредительство.
Не выходим за пределы разумного
Стоит ли применять масло с уровнем качества еще выше и заливать еще более современное автомобильное масло в генератор, например SAE 0W-20 класса API SP? Не стоит. Такие масла предназначены для новейших двигателей автомобилей, в которых приоритет конструкции сфокусирован на экономии топлива. Детали имеют уменьшенные зазоры и рассчитаны на специальные масла со сниженной высокотемпературной вязкостью HTHS при высоких скоростях сдвига. Об этом мы коротко писали здесь. Такие масла помогают экономить топливо, но двигатель должен соответствовать маслу. Иначе не будет обеспечена должная защита самых уязвимых узлов двигателя миниэлектростанции. В общем, не зря говорят: не зная броду, не лей воду (имеется в виду низкая вязкость масла).
Масло для дизельных генераторов
Несколько слов о дизельных генераторах. Принцип тот же. На вопрос, какое масло лить в дизельный генератор, советуем следовать рекомендациям производителя. Если инструкции нет, алгоритм подбора масла следующий. Если дизельный двигатель сравнительно небольшой, мощностью 10 – 50 кВт, то для него, как правило, будет рекомендоваться такое же масло, как масло для бензогенератора. Описанные выше принципы остаются актуальными.
Если же речь идет о более мощных дизелях, то масло для дизельного генератора стоит выбирать такое же, как для грузового автомобиля. Дело в том, что в процессе работы в таких моторах сгорает большое количество дизтоплива, что влечет за собой образование большого количества сажи и прочих побочных несгоревших продуктов. Эти частицы попадают в масло, загущают его и ухудшают его защитные свойства. Для предотвращения загустения масла, противодействию отложениям и поддержания таких двигателей в чистоте применяются грузовые автомобильные масла. В их состав входит большая доля моющих присадок. Таким маслом, например, является масло Aral SuperTurboral SAE 5W-30. Это масло с присадками традиционной полнозольной технологии, которые очень хорошо справляются с задачей по поддержанию чистоты двигателя, даже при использовании дизтоплива с высоким содержанием серы.
Устройства по очистке выхлопных газов приходят и в мир генераторов. Многие современные дизель-генераторы, как и двигатели дизельных автомобилей, могут оснащаться сажевыми фильтрами DPF. Чтобы продукты сгорания масла не повреждали и не блокировали фильтры твердых частиц DPF, моторное масло в генератор с такой конструкцией должно быть низкозольным. Малая зольность – это сниженное содержанием серы, фосфора и сульфатной золы. Такие масла в нашем ассортименте есть, хотя они не производятся в малой фасовке.
Масло для 2-тактных генераторов
Какое выбрать масло для 2-тактного бензинового генератора? Принцип тот же. Чем лучше масло, тем дольше будет беспроблемно работать ваш генератор. Масло для 2-такного генератора добавляется в бензин, как правило, в концентрации 2% (1:50), поэтому вязкость по системе SAE не является параметром выбора масла. Вы увидите другие стандарты на маркировке 2-тактных масел, а именно американский API TC (единственный актуальный на сегодня) или японский стандарт JASO FB, FC или FD. JASO FD является самым последним и самым требовательным стандартом качества 2-тактных моторных масел.
Самое главное, от чего мы хотим предостеречь – никогда не заливайте «обычное» 4-такное масло в 2-тактный двигатель! Это приведет к коксовыванию, загрязнению двигателя продуктами сгорания и выходу его из строя. Принципы работа масел для 2-тактных и 4-тактных двигателей отличаются, как война и мир. 2-такное масло, разбавленное в бензине, должно мгновенно смазать детали цилиндро-поршневой группы и после этого сгореть без остатка. 4-тактные масла такими качествами не обладают.
В ассортименте «Динамики» есть широкий спектр высококачественных 2-тактных масел. Начинается этот список с масла Dynol Garden 2T. Это качественное минеральное масло для малокубатурных моторов любой садовой техники, например, бензопил, мотокос, опрыскивателей и, конечно, 2-тактных двигателей генераторов. На шаг выше находится полусинтетическое масло Dynol Moto 2T. Пусть название не сбивает вас с толку, это масло подходит не только для 2-тактных скутеров и мотоциклов, оно будет прекрасно работать в любом 2-тактном генераторе. К тому же, постоянные обороты ДВС генератора – это щадящий режим, в отличие от постоянных ускорений мототехники.
Если нужно еще лучше, переходим в высшую лигу – это масла легендарной французской фирмы IPONE. Даже масло IPONE Self Oil базового уровня – это оправданная инвестиция в надежность вашей техники. А если еще повысить планку ожиданий от работы смазочного материала, то можно выбрать IPONE Scoot Run 2. Двигатели скутеров конструктивно подвержены перегреву из-за расположения в закрытом пространстве с недостаточной вентиляцией. Масла IPONE для скутеров прекрасно справляются с такими задачами, поскольку их состав адаптирован для высоких температурных нагрузок. Для смазки 2-тактого генератора такое масло подойдет с большим запасом надежности. Ну, а если вы к своему генератору решили отнестись, как к мотоциклу этапов MotoGP, тогда возьмите спортивное 100% синтетическое масло с эфирами IPONE Samourai Racing.
Выводы
При покупке масла для генератора за основу берем рекомендации предприятия-изготовителя техники. Однако при разумном выборе масла мы можем существенно повысить моторесурс и надежность работы генератора. Фирма «Динамика» готова в этом помочь. Звоните!